Тезисы о сознании и внутренней работеЭтот текст – своеобразная обойма принципов, на которых строится моя практика. В тезисах – свертки понимания, почерпнутого в процессе исследования сознания и энергетики тела. Каждый свернутый принцип можно было бы развернуть в отдельную статью, но я надеюсь, что вы проделаете это в самих себе. Поэтому не старайтесь все это прочитать и прочувствовать за один раз. В какой-то момент нить понимания может прерваться, и это будет сигналом к тому, что чтение умом опережает чтение чувствами. К сожалению, мне пришлось использовать сухой концентрированный язык, читать который непросто. Но другой возможности изложить все практические аспекты в нескольких страницах я пока не вижу…Тезисы о сознании и внутренней работеЭтот текст – своеобразная обойма принципов, на которых строится моя практика. В тезисах – свертки понимания, почерпнутого в процессе исследования сознания и энергетики тела. Каждый свернутый принцип можно было бы развернуть в отдельную статью, но я надеюсь, что вы проделаете это в самих себе. Поэтому не старайтесь все это прочитать и прочувствовать за один раз. В какой-то момент нить понимания может прерваться, и это будет сигналом к тому, что чтение умом опережает чтение чувствами. К сожалению, мне пришлось использовать сухой концентрированный язык, читать который непросто. Но другой возможности изложить все практические аспекты в нескольких страницах я пока не вижу. Пожалуй, этот текст адресован не столько начинающим, сколько людям, которые оставили абстрактные поиски и заняты непосредственной внутренней работой. Надеюсь, это поможет вам в вашей практике.

Смотришь ли ты вокруг или смотришь внутрь себя – ты видишь объекты. Множество различных объектов, пребывающих в непрерывном движении.

Сознание нормального человека построено на символах. Для этого сознания мир представляет собой набор взаимосвязанных объектов. Центральным элементом системы объектов является особый объект, именуемый субъектом или “я”.

Такова наша нынешняя программа познания жизни и осознавания себя как живого существа.

Любое сознательное действие совершается субъектом и направлено на какой-то целевой объект. Восприятие работает по тому же принципу.

Одной из функций мозга является создание и удержание объектного описания мира.

Мозг настроен таким образом, что прямое переживание настоящего момента жизни не осознается. Вместо этого формируется сложный образ происходящего, в основе которого лежит накопленная база объектов, описывающих мир, в том числе “я”.

Первой глобальной задачей практики является такое расширение осознанности, при котором настоящий момент познается напрямую, до формирования его объектного описания.

Сложность этой задачи в том, что “я” это сделать не в состоянии. Любое “мое” действие в объектном мире не способно напрямую расширить сознание за пределы “я” и других объектов-описателей.

Каково “я”, таковы и все действия.

Поэтому основной принцип практики заключается в том, чтобы меняться, непосредственно трансформировать свое “я”, а не совершать действия, проистекающие из этого “я”.

Изменение “себя” – это изменение физиологического и энергетического носителя “я”, а не изменение “своих” качеств.

Для того, чтобы выйти за пределы стандартной программы осознавания, нужно изменить режим работы мозга, активировать в нем зоны, не участвующие в конструировании привычного функционального сознания.

Для того, чтобы изменить работу мозга, нужно провести исследование, в процессе которого изучить “устройство и принцип работы” самого себя.

Исследование себя начинается с изучения принципов работы объектного сознания с последующим включением в поле исследования физиологии и энергетики.

Теоретические сведения о психологии и физиологии мозга не могут заменить прямое наблюдение и изучение сознания, так как только непосредственное видение себя открывает средства доступа к механизмам мозга.

Основные инструменты этой работы – это чувствительность, внимание и присутствие.

Чувствительность – это способность воспринимать сигналы за пределами объектного описания мира. Восприятие привычного мира объектов строится на основании информации, принимаемой и обрабатываемой мозгом. Развитие чувствительности – это развитие восприимчивости к первичному информационному фону, расширение его частотного диапазона и развитие способности осознавать этот фон параллельно с объектами сознания.

Чувствительность бывает прямой (первичной) и косвенной (вторичной).

При повышении косвенной чувствительности информационный фон за пределами объектного восприятия по-прежнему не осознается, однако порог реагирования на внешние раздражители сдвигается в сторону более слабых импульсов. Косвенная чувствительность – это способность объектного сознания включать в себя проекции энергетических полей в виде новых объектов. Эти объекты осознаются инструментами все того же объектного сознания, поэтому при повышении вторичной чувствительности, как такового, расширения осознанности не происходит.

Например, столкнувшись с полями негативной энергетики, человек ощущает не сами поля, а свою негативную реакцию на них. На основании этой реакции сознание может сделать вывод о негативной энергетике.

Прямая чувствительность – это способность воспринимать и обрабатывать информационный фон за пределами ментального сознания.

Именно прямая чувствительность является основным инструментом познания себя.

Для обретения и развития прямой чувствительности необходимо активировать дополнительные зоны мозга, не задействованные в конструировании объектного сознания.

Программа объектного сознания настроена так, чтобы погасить или до предела ослабить сигналы, не участвующие в конструировании объектной картины мира. То есть, защитные механизмы сознания пытаются снизить активность мозга, превосходящую потребности формирования привычной картины мира.

Если по каким-то причинам полностью блокировать “лишнюю” информацию не удается, объектное сознание создает новые объекты-описатели, расширяя оперативную базу известных объектов. При этом повышается косвенная чувствительность, однако расширения осознанности не происходит.

То есть, развивая прямую чувствительность, мы сталкиваемся с активным сопротивлением объектного сознания. Это сопротивление может быть преодолено только в процессе изучения и ясного осознания тех защитных механизмов, при помощи которых объектное сознание сохраняет свою структурную целостность.

Для этого необходимо максимально объемное видение всей структуры сознания.

Основной помехой для такого восприятия является привычка к концентрации.

Концентрация – это исключение из восприятия всего “лишнего”, то есть любых сигналов, не имеющих отношения к описанию текущей ситуации. На уровне энергетики тела концентрированная активность сознания представляет собой плотный точечный энергетический сгусток. Энергетическая активность за пределами сгустка по силе несоизмерима с активностью самого сгустка, поэтому все, что не включено в фокус концентрации, отсекается.

Для ослабления концентрации используется распределенное внимание.

Распределяя внимание одновременно по нескольким объектам (чем больше, тем лучше), мы как бы перегружаем сознание информацией, в результате чего оно перестает справляться с нормальным конструированием объектного описания происходящего.

Если распределенное внимание практикуется перманентно в реальных жизненных условиях, то в результате программа функционирования объектного сознания перестраивается. Сознание становится более гибким и текучим, то есть активность защитных механизмов ослабляется, и они уже не так активно блокируют чувствительность.

Полноценное исследование себя возможно только в реальных жизненных условиях. Поэтому распределенное внимание необходимо также для того, чтобы параллельно с восприятием внешних объектов, описывающих текущий момент, была возможность наблюдения за внутренними процессами сознания.

Кроме того, постоянная информационная перегрузка сознания является сигналом для мозга к расширению его физиологической и энергетической активности, без которой повышение прямой чувствительности невозможно.

Распределенное внимание по мере непрерывной практики постепенно трансформируется в объемное внимание, при котором текущие объекты-описатели ситуации осознаются в целостном объеме происходящего.

По мере практики “объемность” становится естественным состоянием внимания.

Объемное внимание в процессе дальнейшего самопознания превращается в чувство присутствия.

Чувство присутствия – это уже зарождение необъектного сознания. В состоянии присутствия к жесткому субъектному ощущению “себя” добавляется распределенная составляющая, в которой чувство “я есть” не имеет центра и периферии.

Для состояния присутствия характерна более высокая прямая чувствительность вследствие существования зародыша нового сознания за пределами объектной структуры. Тем не менее, в состоянии присутствия основным инструментом жизни по-прежнему является объектная часть сознания, пусть и в более мягком виде.

Прямая чувствительность отрабатывается, в первую очередь, применительно к энергетике собственного организма. Развитие чувствительности по отношению к “внешней” энергетике немного отстает от “внутренней” чувствительности, но сильного разрыва не бывает.

Чувствительность развивается при постоянном балансировании восприятия на своем пределе, то есть в поле наиболее слабых сигналов на грани их исчезновения.

Концентрация внимания ограничивает восприимчивость к сигналам, которые по своей силе слабее, чем сила самой концентрации. Другими словами, чем выше концентрация, тем более грубые сигналы могут восприниматься.

Балансирование на грани чувствительности НЕ ДОЛЖНО сопровождаться ощущением усилия, концентрации и напряжения. Нужно развить в себе понимание основного принципа развития чувствительности: чем мягче внимание, тем выше чувствительность.

Отрабатывая чувствительность на собственном теле, мы поначалу воспринимаем тело как объект сознания, состоящий из совокупности ощущений тела. Источником наблюдения в этом случае является точка в голове, соответствующая чувству субъекта.

Этот факт должен быть замечен благодаря непрекращающемуся процессу самоисследования.

При “объектном” восприятии тела развивается только вторичная чувствительность.

Научиться воспринимать энергетику тела напрямую можно лишь до конца изучив и “отнаблюдав” стандартный объектный способ восприятия. Только в результате этого изучения может стать понятно, как “не надо делать”.

Однако, субъективно прямое чувствование тела можно описать, как восприятие, которое происходит само по себе, без участия со стороны… с чьей бы то ни было стороны.

Для дальнейшего развития нового необъектного сознания необходимо напрямую заняться развитием физиологии и энергетики мозга.

Мозг – это неотъемлемая часть тела.

Работа с мозгом происходит параллельно с развитием энергетики тела. Эта работа должна быть востребованной, то есть должна осознаваться явная нехватка энергетических ресурсов организма и четкое чувствование того, что на старом физиологическом носителе дальнейшее продвижение невозможно. Это понимание возникает в результате повышения чувствительности и углубления присутствия. Любые внешние авторитетные свидетельства на этот счет не могут стать реальным толчком к работе с телом.

Адекватная работа с телом возможна только в пределах доступной прямой чувствительности и осознавания внутренних процессов. До тех пор, пока тело представляет собой глухой черный ящик, стучаться в него “потому что надо” бесполезно.

Хотя, ряд телесных практик позволяет в какой-то степени подготовить организм к непосредственной работе с мозгом и энергетикой тела.

Работа с телом при помощи косвенной чувствительности может также иметь определенный результат, однако при такой работе существует большая опасность подмены расширения осознанности в новые области мозга простым усилением привычного объектного сознания новыми энергетическими ресурсами и развитием все той же косвенной чувствительности.

Поэтому лучше сначала, пользуясь прямой чувствительностью, потратить время на ясное и трезвое изучение предмета работы, чем предпринимать хаотичные действия в надежде, что “сработает”.

Существует несколько способов развития энергетики тела. Это проработка тела собственной энергетикой, проработка энергетики тела внешними источниками энергии, всевозможные физиологические методы, включающие в себя очистительные процедуры, массаж, а также выполнение физических упражнений, влияющих на энергетику тела.

Важен не столько способ, который применяется в настоящий момент, сколько адекватность его выбора, то, насколько он востребован, а также наличие достаточной чувствительности для контроля его применения и осознавания результатов.

Под выбором способа подразумевается не разовый выбор какого-то занятия, а сиюминутное осознавание потребности целостного энергетического организма, именуемого “телом” в том или ином воздействии для повышения КПД практики. Без прямой чувствительности этот процесс невозможен.

“Ритуальный” подход к работе с телом, то есть выполнение каких-то действий в надежде, что это “сработает”, не имеет никакого смысла с точки зрения целенаправленной работы. Даже те спонтанные результаты, которые могут быть вызваны деланием “сам не знаю чего” не принесут никакой пользы, кроме возможного сомнительного удовольствия от непривычных переживаний.

Источник:
Денис Зикеев
YОГА журнал