Грехи, карма и общественная мораль
В религиях грехи и карма преподносятся, как некая мистическая сделка. Если будешь хорошим и действовать по правилам, то посмертно, а может и при жизни получишь наградные бонусы от высших сил. Как-то реально проверить надежность этой сделки никто не может, но верят в нее почти все. Возможно, и этот механизм легковерия мы наследуем из детства. Родители поощряют детей за хорошее поведение, тем самым укрепляя их личную мораль при помощи внедренного в детскую психику предвкушения дальнейшей предполагаемой выгоды. Будешь послушным – получишь леденец. Ребенок не видит логической связи между своими поступками и вознаграждением, но чувствует, что спорить с судьбой в лице своих родителей невыгодно…В религиях грехи и карма преподносятся, как некая мистическая сделка. Если будешь хорошим и действовать по правилам, то посмертно, а может и при жизни получишь наградные бонусы от высших сил. Как-то реально проверить надежность этой сделки никто не может, но верят в нее почти все. Возможно, и этот механизм легковерия мы наследуем из детства.
Теория лжи
Родители поощряют детей за хорошее поведение, тем самым укрепляя их личную мораль при помощи внедренного в детскую психику предвкушения дальнейшей предполагаемой выгоды. Будешь послушным – получишь леденец.
Ребенок не видит логической связи между своими поступками и вознаграждением, но чувствует, что спорить с судьбой в лице своих родителей невыгодно. Поэтому в детской психике «хорошее» и «плохое» не оценивается критически, а принимается как должное – то есть на веру.
Вся общественная мораль – всего лишь набор субъективных суеверий – все та же сделка с судьбой, от которой уже взрослый человек без всяких разумных оснований ожидает выгодных поощрений. Вроде как, надо быть правильным, и тогда воздастся..
В общем похоже, что идея греха и кармы – это все то же обещание «леденца», но в адаптации для повзрослевших детей. Духовные концепции справедливости совместно с общественной моралью действуют в одном направлении. Они побуждают к неестественной «доброте», вызванной страхом расплаты – теперь уже не от родителей, а от высшей инстанции – от судьбы, каких-то стражей тонкого мира, или самого Бога. Об этом я уже говорил в недавней статье.
А ведь на самом деле вся эта сделка удерживается на детской вере в родительское вознаграждение за послушание. И верят в нее беспрекословно, будто в реальные законы самой жизни, которые бдит Всевышний.
Только человек, сумевший этой сделкой себя одурачить, может по-настоящему верить, что он – хороший. И силой этой веры в его существовании повсеместно возникают другие – «плохие» люди, отказавшиеся соблюдать его представления о правильной жизни (на кого-то ведь надо проецировать собственный подавленный срам).
А у других – свои сделки, со своими правовыми основаниями. Ведь родительский устав в каждой семье – уникальный, хоть и базируется на схожей, чаще всего невротичной основе.
Иными словами, мораль общества в голове отдельного человека становится чем-то вроде личной конституции – свода выдуманных законов и правил, по которым он судит о том, кто живет правильно, а кто ошибается.
И все мы продолжаем в эту игру играть, пытаясь соответствовать выдуманным образцам, стараемся нравиться, раскачиваем чувство собственной важности и тешим гордость за свое нравственное величие.
Теория правды
Нет ни грехов, ни кармы, ни морали – все это суеверия, которыми мы объясняем то, что объяснить логически не получается. Нет никаких реальных законов, обязывающих быть хорошим и правильным человеком. А есть лишь закономерные естественные последствия происходящего.
Есть такая «примета» – если запустить порядок, дом обрастает пылью. Если предать человека, о да, мистическое наказание таки настигнет – этот человек и его окружение перестают доверять. Если наплевать на здоровье, за этот «грех» может настигнуть недуг. Когда ведешь себя по-свински, срабатывает «карма» – люди начинают обходить стороной.
Так что, кроме шуток, «что посеешь, то и пожнешь» – это реальная жизненная закономерность, которую не надо брать на веру – она постигается простой внимательностью к жизни. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о психологическом фейсконтроле.
Как ребенку простой механизм кажется волшебным, так и вся магия кармических причин и следствий сводится к житейской близорукости. А чем дальше видишь, тем меньше остается необъяснимой мистики – все становится очевидным.
Нас терзают не грехи. Терзает предательство собственной сути, когда мы действуем вопреки каким-то иным внутренним потокам, которые от разрушительных действий глушатся. Человек может мучиться от понимания, что грубым поведением испортил себе репутацию. Казался верным и надежным, рассчитывал на теплые отношения, а повел себя по свински – и весь образ рассыпался.. И вот, становится жалко этот образ – ту надежность, на которую так рассчитывали другие, жалко теплые отношения, которые вместе с этим уходят.
При этом в душе может возникнуть скверное ощущение, словно теперь, после «предательства» чужих ожиданий, уже ни с кем и никогда не построить теплых отношений. Словно жизнь развернулась своей темной утилитарно-бездушной стороной.
Вот так мы и учимся различать и понимать несовместимые стороны жизни. И если не философствовать об исключениях, то невозможно быть: надежным вруном и предателем, добродушным садистом, уважаемым паразитом общества, инфантильным мудрецом, жалостливым хирургом, высоконравственной проституткой, невинным манипулятором и т.д.
Немного мистики
В этой статье не планировал навязывать личных иллюзий о посмертном существовании. Но чисто теоретически холодным разумом можно предположить, что и «там» в загробном мире, как и здесь на земле, есть свой космический фейсконтроль, перераспределение и отсев душ по «грехам» и «заслугам».
Вот только «грехи», «заслуги» и «карму» в этой статье я не просто так беру в кавычки. Все это – только способ говорить о закономерностях, которые мы еще не постигаем своей дальновидностью. Иными словами, судьба зависит не от корыстных устремлений к добру, а от глубины реальных познаний о себе и жизни.
Георгий Гурджиев что-то говорил об истинной совести. В моем понимании – это и есть честность с собою, следование естественному созиданию, а не меркантильным моральным суррогатам. А прислушаться к такой совести можно только в тихом покое души, когда ее не раздирают на части противоречивые семейные, общественные и религиозные убеждения. Каждый и без того – явно, или в глубине душе – под свалкой лжи, хочет мира, порядка и гармонии.
© Игорь Саторин
progressman.ru