Духовность и развитие человечестваДуховность типичный ВЧУ-термин (Все Что Угодно), т.е. все о нем говорят, никто толком сказать, что это не может, каждый подразумевает, что-то свое и получается, что по факту это все что угодно. Я попробую внести некоторую ясность в это вопрос. Для этого расскажу, что такое духовность по существу и в разных контекстах. Сводить все в одну систему наверное смысла нет — надеюсь, что этого будет достаточно, чтоб каждый смог сам понять и разобраться что к чему. Наверняка некоторые контексты кому-то покажутся банальными, но важно просто понимать их и знать, что уже самостоятельно в своей жизни в каждой конкретной ситуации понимать с каким аспектом «духовности» или их комбинацией он столкнулся и что с этим делать в зависимости от своих целей и задач.Духовность и развитие человечестваДуховность типичный ВЧУ-термин (Все Что Угодно), т.е. все о нем говорят, никто толком сказать, что это не может, каждый подразумевает, что-то свое и получается, что по факту это все что угодно.

Я попробую внести некоторую ясность в это вопрос. Для этого расскажу, что такое духовность по существу и в разных контекстах. Сводить все в одну систему наверное смысла нет — надеюсь, что этого будет достаточно, чтоб каждый смог сам понять и разобраться что к чему.

Наверняка некоторые контексты кому-то покажутся банальными, но важно просто понимать их и знать, что уже самостоятельно в своей жизни в каждой конкретной ситуации понимать с каким аспектом «духовности» или их комбинацией он столкнулся и что с этим делать в зависимости от своих целей и задач.

Естественно, что по мере развития человечества духовность развивалась вместе с ним так или иначе отражая в своих формах его развитие.

Какие основные тенденции в развитии человечества можно выделить?

— переход от менее дифференцированных форм к более, во всех областях и аспектах в т.ч. появление все боле сложной социальной структуры, ее объектов и их взаимодействия

— в индивидуальном плане переходит о невежественности к образованности, от села к городу, от свитка к библиотеке от школы к университету и т.п.

— от маленьких государств к все большим от маленьких народов к гражданам империй

— смена мировосприятия человека от восприятия «маленького» человека в большом таинственном и агрессивном мире к уверенному, познающему и созидающему свою жизнь творцу

Объекты, цели, формы и методы духовности

На каждом из таких этапов или их комбинации возникали разные формы «духовности» как консолидированного ответа на потребности людей. Причем формы эти могли персекаться, смешиваться и комбинироваться.

Здесь легко найти и культы для больших и необразованных масс людей и тайные учения для групп людей (орденов, сект и т.п.), учения планетарного масштаба распространяющиеся на многие народы (буддизм, мусульманство и т.п.), более узкие учения в конкретной области знаний (тантра, йога) и т.п. и т.д

По направленности на объект воздействия можно разделить таким образом – для индивидуального использования, для пары, группы, народа или многих народов.

По форму – культ, вера, религия, учение, тайное знание, методика, техника и т.п.

Естественно, что переход от культов к методикам происходил по мере роста образованности людей и смены их мировосприятия о поклонения слепого богу (богам) к познанию себя и реальности.

В первом случае человек ждал от учения или верования уверенности по отношению к агрессивному и загадочному миру и утешеня в своих страданиях, страхах тревогах, во втором – конкретных знаний как жить, менять себя и свою жизнь.

Духовность и история

Одним из основных контекстов духовности в развитии человечества является исторический контекст. Здесь важно понимать. что каждая форма духовности так или иначе есть продукт своего времени, который точно соответствует тому уровню развития человека и социума когда она возникла.

Каждое учение так или иначе отражает все аспекты жизни человека поскольку человек по сути есть набор процессов в которые он включен, а эти процессы связываю его с объектами с которыми он взаимодействует.

Если раньше достаточно было инструкции – «для мужчины главное есть мясо, ездить на мясе и засовывать мясо в мясо» то сейчас целые полки в книжных магазинах забиты литературой каким должен быть «настоящий» мужчина.

Не может учение которое возникает в тот момент когда науки как таковой нет, а научный метод познания совсем не разработан, отражать научные аспекты в себе. Так же оно не может отражать моменты касающиеся государства и социальной жизни если и то и другое находится в зачаточном состоянии.

Если раньше три поколения людей могли пахать поле и сеять рожь, то сейчас даже за одну человеческую жизнь формы это жизни так меняются, что применять к ним старые методы совершенно неадекватно.

Духовность и культура

Естественно, что в разных культурных средах формы и содержана духовности отличались. Кто-то рассматривал мир как кукурудзу, потом, что это был основной злак той местности, кто-то говорил, что мир растет как дерево, а у кого-то мы все как рыбы в море и т.п.

Духовность так или иначе в большинстве своих форм всегда опирается на культурно-национальный контекст. И хотя естественно, что планетарные учения распространяются на множество народов, таким образом создавая общий культурный пласт, но не учитывать национальную специфику нельзя.

Естественно важно то, что учения которые «родные» боле понятны и адекватны людям которые живут на этой территории, а те которые замещают их так или иначе нарушают их идентичность и могут быть «неадекватными» местным особенностям.

Духовность как знание и прогресс

Многие учения которые акцентированы на реальных знания на ранних этапах развития человечества выступали в роли прогрессивных элементов развития социума т.к. выполняли роль образования и науки. Во многих из них есть целые области которые предназначены для соответствующих аспектов социальной и внутренней жизни человека.

Естественно, что простой человек работник или крестьянин попадая в монастырь или общину и получая эти знания становился во всех отношениях эффективней и образованней по отношению к жизни.

Духовность как форма управление и власть

Естественно, что очень рано стало ясно, что некоторые формы духовности можно использовать для манипуляции и управления людьми. То ли вовлекая их в культы, прививая разные мировоззрения со своими наборами ценностей, то ли выторговывая у людей доверие, службу и подчинение за «тайные» знания или заставляя их следовать за лидеров в обмен на общение простить все грехи и избавить от всех страданий.

Таким образом духовность становилась формой власти на людьми — иногда очень могущественной. Естественно когда стали формироваться государства или другие формы социальной организации этот момент не остался не замеченным для их представителей.

Духовность и государство

Другими словами цари, государи и повелители которые хотели управлять народами и подчинять их своей воле всегда искали ключи для разного рода союзов по включению духовных учений в способы своего управления.

Это могли быть официальные союзы с церквями или лидерами духовных течений или специальные заказы учений для включения их в культуру территории правителя.

Естественно, что результатом таких союзов стало, то, что во многих учениях, культах и т.п. есть аспекты которые служат целям и интересам государств и правителей того времени и места где эти союзы возникали. И конечно многие религии или учения обслуживали интересы правителей или правящих классов в обмен на лояльность к их лидерам и последователям.

Духовность как опиум

Конечно каждое духовное учение или другие формы духовности которые заинтересованы в привлечении новых адептов, последователей и т.п. воздействует с этой целью на различные области человека как целого.

Таких аспектов конечно много, но вот примеры нескольких:

– наивная вера (по сути отсутствие критического мышления)
— инфантильный т.е. детский подход к жизни с верой в чудеса, желанием кого-то кто все знает, все решит и все сделает и т.п.
— различные психические отклонения типа неврозов, другие нерешенные психологические проблемы и т.п.
— социальная неустроенность

Естественно, что когда такому человеку говорят, что все его проблемы будут решены, а ему всего лишь надо верить и следовать воле пастыря (лидера) и если их еще привести в группу («церковь») где все будут думать так же как и он, то многим это придется по душе. Но при этом хотя это возможно как временное решение, что помочь людям справиться с той ситуацией в которой они находятся, но все же по факту это будет очевидный обман.

Этим обманом фактически людям не давали возможности осознать свои недостатки и проблемы и начать их исправлять и решать. Вместо того, чтоб дать им такой шанс к развитию их убеждают, что они уже и так хорошо да еще и богом избраны.

Ведь реально в такой ситуации им нужна психотерапия, чтоб решить свои психологические проблемы и гармонизировать внутренне состояние, знание – чтоб научиться тому, что они не умеют и поддержка, чтоб придать им уверенности которая позволит им успешно адаптироваться в социум и т.п.

Духовность как тормоз прогресса

В тех моментах в которых духовность помогает людям сбежать от проблем пообещав им «избавление» в разных формах она является «опиумом для народа» и «тормозом прогресса».

Очень часто в разных культах и религиях в разные периоды времени когда социальные условия жизни людей были тяжелыми им обещали «спасти» и «избавить», но в результате не спасся никто. Обещания «жизни вечной на небесах», «счастья с девами златокудрыми после жизни» и еще много чего нужны лишь для того, что они продолжали трудится на благо церкви, отдавать цезарю цезарево и все потому, что «любая власть от бога».

Таким образом целые народы держали в невежестве, заставляли терпеть тяжелые условия жизни отвлекая умы и сердца людей от того, чтоб уже сейчас они могли начать организовываться и менять свою жизнь своими руками.

Источник:
y17c19.livejournal.com