Путь УченичестваА как нас обучают? Всегда должен быть некто, кто знает лучше нас. Сама методика обучения тоже достаточно рутинна и не меняется веками – учитель учит, ученик внимает. И не дай бог ему начать думать самому – «взрослые лучше знают». В нагвализме же первым делом необходимо – понять. Обучающемуся нагвализму следует осознать и принять идею, что знакомый нам мир является только видимостью, способом описания реального мира. Как известно всякая вещь, всякий материальный объект во Вселенной состоит из молекул, атомов, которые в свою очередь состоят из… энергии. Следовательно, наш «реальный мир» всего лишь наше «описание» мира молекул, атомов, энергии. Но принять эту идею умом это не то же самое, что и осознать её всей своей сущностью.Путь УченичестваКак мы учимся в обычном мире? Сначала мы узнаём, что мы должны учиться. Ну, конечно, в самом раннем возрасте мы этого и не знаем, нас просто обучают, но обучают-то нас, потому что наши родители знают, что они должны нас обучать; а потом мы узнаём, что должны будем пойти в школу, а затем – куда кому повезёт.

А как нас обучают? Всегда должен быть некто, кто знает лучше нас. Сама методика обучения тоже достаточно рутинна и не меняется веками – учитель учит, ученик внимает. И не дай бог ему начать думать самому – «взрослые лучше знают».

В нагвализме же первым делом необходимо – понять.

Обучающемуся нагвализму следует осознать и принять идею, что знакомый нам мир является только видимостью, способом описания реального мира. Как известно всякая вещь, всякий материальный объект во Вселенной состоит из молекул, атомов, которые в свою очередь состоят из… энергии. Следовательно, наш «реальный мир» всего лишь наше «описание» мира молекул, атомов, энергии. Но принять эту идею умом это не то же самое, что и осознать её всей своей сущностью. Мы полностью захвачены своим частным взглядом на мир, и это заставляет нас чувствовать и действовать так, как если бы мы знали о мире всё. Поэтому с самого начала необходимо направить все свои усилия на то, чтобы остановить этот взгляд. Нагвалито называют это «остановкой внутреннего диалога», и это – очень важная техника, которою учащийся должен овладеть.

Дону Хуану приходилось использовать различные трюки, чтобы увести в сторону внимание Кастанеды от наиболее важных моментов учения. Например, он трюком привлёк его к усвоению важнейшего правила – «действовать, не ожидая наград». Параллельно с этим дон Хуан переключил интерес Карлуши на идею видения. Это было действием, непосредственно связанным с нагуалем; действием, являющимся неизбежным результатом и окончанием учения, в то же время было абсолютно невыполнимым как задача сама по себе.

Поэтому главной заботой каждого учителя является не дать своему ученику сделать что-либо такое, что швырнёт его к помрачению разума и истощению. Следовательно, тому, кто обучается самостоятельно необходимо соблюдать величайшую осторожность и начинать своё путешествие по пути воина с упражнений очищающих и укрепляющих его тональ.

Хитрость – единственный способ заставить нас учиться. Как утверждал дон Хуан. Но тут я не соглашусь ни с доном Хуаном, ни с Кастанедой. Может быть «заставить» можно только хитростью, но есть ведь ещё и любопытство, и отчаяние, и непонятное томление духа… Причины могут быть разными до невероятности. То есть не имеет значения, по каким причинам вы встали на Путь Знания, нужно только научиться быть своим собственным учителем, т. е. не забывать погонять себя, когда достигнешь очередного успеха в своей учёбе. Как сказала Королева: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» Например, искусство бенефактора как раз и состоит в том, чтобы загнать ученика в угол, из которого нет другого выхода. Показывать путь и хитростью заставлять учиться – вот всё, что под силу бенефактору. И это действительно так! Но одинокому воину-путешественнику придётся быть для самого себя всем – и учителем, и бенефактором… И когда он будет готов, и если будет необходимо, то Сила приведёт к нему учителя или ученика, или позволит ему продолжить свой путь в одиночестве…

И нет никаких последних перекрёстков, последних достижений. Думать так – значит вводить себя в заблуждение. Нет никакого последнего перекрёстка и никакого последнего шага к чему-либо. А раз так, то не должно быть и никаких секретов относительно нашей судьбы как светящихся существ. Личная сила решает, кто может, а кто не может извлечь пользу из объяснения. Большинство людей не хочет даже и слушать, а тем более – действовать в соответствии с тем, что они услышали. И из горстки тех, кто хочет действовать, лишь единицы имеют достаточно личной силы, чтобы извлечь пользу из своих действий. Так что в итоге вся секретность объяснения видящих выкипает в рутину – такую же пустую рутину, как и любая другая.

Объяснение Нагваля

Годы тяжёлого учения – только подготовка к опустошительной встрече воина с тем, что лежит там, за той чертой.

Объяснение воинов, которое совсем не похоже на объяснение, является смертельным. Оно кажется безвредным и очаровательным, но как только воин откроется ему, оно наносит удар, который никто не может отразить. Поэтому нужно быть готовым к худшему, но не торопиться и не паниковать. У нас совсем нет времени, и в то же время мы окружёны вечностью…

Ключом к нагвализму является изменение нашей идеи мира. А остановка внутреннего диалога – путь к этому. Всё остальное – просто разговоры. Следует понять – всё, чтобы вы ни сделали, за исключением остановки внутреннего диалога, не сможет ничего изменить ни в вас самих, ни в вашей идее мира. Однако суть в том, что такое изменение не может быть вызвано силой. Вот поэтому учитель и не обрушивается на своих учеников. Это привело бы их лишь к депрессии и навязчивым идеям.

Вот почему дон Хуан говорит, что не знает, что чувствуют учителя. Есть только смирение воина, а оно никогда не позволит воину быть чьим-то учителем.

Итак, учитель перестраивает картину мира – острова тональ. Ведь всё, чем мы являемся, находится на этом острове. Объяснение Нагваля говорит, что остров тональ создан нашим восприятием, выученным концентрироваться на определённых элементах. Каждый из этих элементов и все они вместе взятые образуют нашу картину мира. Работа ученика относительно своего восприятия состоит в перенесении всех элементов острова на одну половину пузыря. Чистка и перестройка острова тональ означает перегруппировку всех этих элементов на сторону разума. Необходимо изменить обычную картину мира, имеющуюся у обучающегося; не уничтожить её, а заставить её перекатиться на сторону разума.

Применяя искусство нагвализма необходимо сгруппировать всю свою картину мира на правой стороне пузыря. Постоянной задачей также является необходимость делать всё, чтобы разум чувствовал себя в безопасности.

Мы не нуждаемся ни в чьих уговорах в том, что мир бесконечно сложнее, чем наши самые необузданные фантазии. Так почему же мы так зависимы? Почему мы так страстно желаем найти себе проводника, когда всё можно сделать самому? Вот ведь вопрос?

Тот, кто сдвинул точку сборки самостоятельно или с помощью учителя, может двигать её и дальше. А…
учитель нужен нам лишь по одной причине – он должен безжалостно побуждать нас к действию…
в противном случае мы обязательно остановимся, чтобы поздравить самих себя с тем, что продвинулись так далеко.

Точка сборки может быть сдвинута изнутри, и безупречного воина вовсе не обязательно должен кто-либо вести. Это может показаться странным – такое здание нагвализма и… и только лишь за счёт экономии энергии человек способен самостоятельно достичь всего, чего достигают видящие. Всё, что ему требуется, — это минимум везения. Просто он должен откуда-нибудь узнать о возможностях человека, открытых видящими.

Сила даётся нам в соответствии с нашей неуязвимостью. И если серьёзно использовать эти техники, то обязательно накопишь достаточно личной силы, а если быть неуязвимым, то сила сама откроет все нужные пути. Это закон. Сила решает всё.

Всегда действуйте так, как будто у вас столько времени, сколько нужно (так вы не будете отвлекаться на нытьё – успею я или не успею – и обучение будет идти быстро, но без спешки). Следует безжалостно и постоянно подталкивать самого себя, чтобы вами не командовала ваша лень.

Потому что дар свободы, пожалованный нагуалем, это не ниспосланная благодать, а только шанс получить шанс. Именно так необходимо мыслить, для того чтобы… не останавливаться и не разочаровываться. И не ныть, не обвинять никого в обмане. Здесь никто никого не обманывает, потому что здесь вы никому не нужны. Это – вам – дали шанс, а не – вы – являетесь подарком судьбы. Сила даёт нам шанс, но требует, чтобы мы заявили свои права на этот шанс, а для этого необходимо – действовать, действовать и ещё раз действовать…

Наши трудности на этом простом пути вызваны нежеланием большинства из нас принять тот факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему. Мы ожидаем инструкций, обучения, проводников, учителей, и, когда нам говорят, что никто из них нам не нужен, мы не верим этому. А без этой веры мы становимся нервными, затем теряем веру и под конец сердимся и разочаровываемся. Реальная же помощь, которая нам действительно нужна, заключается не в методах, а в правильном указании. Если кто-нибудь даёт нам возможность осознать, что необходимо, например, освободиться от чувства собственной важности, — это и есть реальная помощь. (Ведь не может же кто-либо посторонний избавить вас от вашего чувства собственной важности, например).

Как стать учеником или учителем

В нагвализме учитель никогда не ищет учеников. Только знак всегда указывает на ученика. Поэтому тот воин, который может оказаться в положении учителя, всегда должен быть настороже, чтобы схватить свой кубический сантиметр шанса. (Хотя ученик вообще и каждый в отдельности это такая головная боль…)

А ученик – это тот, кто стремится к очищению и оживлению своего связующего звена с духом. Когда звено оживлено, он уже не ученик, но до тех пор он, чтобы продолжать идти, нуждается в непоколебимой целеустремлённости, которой у него, как правило, просто нет. Поэтому он позволяет Нагвалю придать ему целеустремлённость, но чтобы сделать это, он должен отказаться от своей индивидуальности. А это очень непросто в наш высокоиндивидуализированный век высокоиндивидуализированных моноличностей.

Если говорить об учениках-мужчинах и учениках-женщинах, то женщины гораздо податливее мужчин. Женщина изменяется очень легко под воздействием Силы воина-учителя. Ученик-мужчина, чаще всего, крайне упрям. Женщина мягче и послушнее, кроме того – она более восприимчива. Но, так или иначе, мужчина имеет больше Силы. Хотя дон Хуан полагал, что женщины несравненно выше, из-за дополнительного отверстия между ног, дающего возможности, которых нет у мужчин. Однако можно предположить, что у мужчин есть другие возможности из-за дополнительной хромосомы в их генетическом наборе.

Дон Хуан неоднократно повторял, что добровольцев не принимают в мир магии, потому что у них уже есть собственные цели, которые делают невероятно трудным отказ от своей индивидуальности. Если мир нагвализма требует представлений и действий, идущих вразрез с целью добровольца, то он просто отказывается изменяться.

Однако мы, читатели Кастанеды, просто вынуждены быть «добровольцами». Например, когда я разговариваю с кем-либо об этом пути, то разговор обязательно подходит к тому, что я говорю, что это путь для «избранных». Тогда у моих собеседников появляется «понимающее» выражение лица. Однако я объясняю, что под «избранностью» я понимаю «избранность» равную той, которую каждый проявляет, например, тогда, когда решает чем он сегодня пообедает или как он проведёт вечер выходного дня. Другими словами «избранность» это тот выбор, который сделан самим человеком, имеет ценность только для этого человека и ни для кого иного.

Да, нагвализм для избранных. Но только для тех избранных, которые сами выбрали этот путь и сами могут его оставить в любой момент, если захотят. А если вы будете в одиночестве практиковать это Знание, то зачем вам поклонники? Если вы будете практиковать его в группе единомышленников, то откуда взяться поклонникам? А если у вас будут поклонники, то у вас не будет времени практиковать нагвализм, потому что всё это время у вас пожрут восторженные идиоты и идиотки.

Ещё раз о Нагвале

И ещё раз напомним о сущности Нагваля. Быть Нагвалем это нечто гораздо более ёмкое и значительное, чем просто быть особо жизнеспособным человеком, который научился видеть. Быть Нагвалем – значит быть лидером, учителем, быть тем, кто ведёт и указывает путь, и он должен быть сориентирован на личность ученика.

Нагваль – это мужчина или женщина с экстраординарной энергией; это учитель, обладающий трезвостью, стойкостью и стабильностью. Такого человека видящие видят как светящуюся сферу, имеющую четыре отделения, как если бы четыре светящихся шара сжали вместе. Благодаря такой необычайной энергии Нагвали являются посредниками. Их энергия позволяет им получать мир, гармонию, знание и смех прямо из источника – из намерения, и передавать всё это своим товарищам. Нагвали способны предоставлять то, что воины знания называют «минимальным шансом»: осознание человеком связи с намерением.

А! вы вспомнили, как Кастанеда и другие ученики-мужчины прыгали в пропасть.

Пока ещё считается, что ученики-мужчины, например, должны прыгнуть в обрыв, как это практиковалось в линии воинов знания, к которой принадлежал К. Кастанеда. Однако, если только они не такие великолепные, как Элихио. Элихио был самым лучшим; поэтому его теперь нет в мире. Он не вернулся. На самом деле он был таким хорошим, что у него не было необходимости прыгать с обрыва, когда время его ученичества подошло к концу.

Так, как вы великолепны? Как Элихио или как Карлос?..

Отрывок из книги
Don Basilio «Нагвализм. Теория»