Перепросмотр-ревизияЭтот текст не про начальные стадии перепросмотра. Мы рассмотрим процесс изменения нашего самосознания через ревизию нашей истории. К каким нетривиальным духовным открытиям приводит перепросмотр? Как трансформируется перепросмотр с ростом нашей практики? Существует ли стадия нашего восхождения, когда перепросмотр окажется лишним? Каждый практикующий знает, что хороший перепросмотр может вызвать ответную реакцию Самсары. Например, могут активизироваться какие-то старые связи – начнут звонить или приезжать дальние родственники, давние знакомые, люди могут начать настойчиво от нас требовать каких-то действий…Перепросмотр-ревизияЭтот текст не про начальные стадии перепросмотра. Мы рассмотрим процесс изменения нашего самосознания через ревизию нашей истории. К каким нетривиальным духовным открытиям приводит перепросмотр? Как трансформируется перепросмотр с ростом нашей практики? Существует ли стадия нашего восхождения, когда перепросмотр окажется лишним?

Каждый практикующий знает, что хороший перепросмотр может вызвать ответную реакцию Самсары. Например, могут активизироваться какие-то старые связи – начнут звонить или приезжать дальние родственники, давние знакомые, люди могут начать настойчиво от нас требовать каких-то действий, внимания, участия. На какой-то стадии нас, наоборот, могут начать игнорировать, искренне не замечать нашего присутствия.

В любом случае, не ждите, что Самсара обрадуется тому, что вы начнете предпринимать усилия по ослаблению ее власти над вами. Можно сказать, что перепросмотр – это наш диалог с Самсарой на тему нашей свободы. По сути, это борьба за свободу. Но только ли с Самсарой мы разговариваем, когда совершаем перепросмотр?

Зачастую первые попытки перепросмотреть что-либо мы делаем в отношении тех эпизодов жизни, которые доставляют наиболее неприятные ощущения. У большинства людей это эпизоды отвергнутой любви, предательства друзей или близких людей, несправедливые поступки со стороны коллег или начальства на работе и т.д. Воспоминания сами собой накатывают, и события продолжают жить в нашей ближней эмоциональной сфере, возвращаясь к нам в виде воспоминаний и расстраивая нас каждый раз.

Возможно, если бы не этот простой стимул, многие не скоро бы занялись перепросмотром своей жизни. Однако же перепросмотр – это не просто техника по облегчению жизни. Смысл его куда глубже и глобальнее, чем психотерапия. Перепросмотр – это ревизия того, что мы считаем собой; это путь к очищению нашего «я» от мифов о нашем «я». И даже если мы не практикуем перепросмотр как отдельную технику, сам процесс перепросмотра неизбежно начинает с нами происходить, когда мы достигнем определенной стадии духовного развития.

Перепросмотр – это естественная часть процесса нашего освобождения. Практикуя перепросмотр как технику, мы дополнительно подталкиваем себя к выходу из связей и миражей Самсары. Эти усилия органично дополняют все остальные известные техники, направленные на освобождение сознания. Например, техники остановки внутреннего диалога (в бодрствовании и во сне), тренировка внимания (фиксация и удержание), тренировка возрождения внутренней улыбки, тренировка произвольного управления эмоциями, техники самонаблюдения в действии, техники трудового самовоспитания (разотождествления себя и результатов нашего труда, превращение даже мелкого дела в осмысленный процесс, уравнивание больших и малых дел по значимости для нас) и т.д. Все эти техники и практики направлены на освобождение нашего сознания от порабощающих факторов. Как следствие, это ведет к росту осознанности и духовному росту. Перепросмотр не стоит особняком в этом деле, он прямо фокусирует наши усилия в этом же русле.

* * *

Итак, поначалу, приступая к перепросмотру, мы стремимся удалить из своей жизни людей, которые причинили нам боль. Однако в случае успешного продвижения в этом направлении, однажды оказывается, что мы сами являлись обидчиками по отношению к кому-то другому. Мы видим, как наше подсознание ловко нас оправдывало и даже вычеркивало из нашей памяти все «неформатные» моменты, которые противоречат мифу о том, что мы – самые справедливые и правильные люди. Подсознание бережет и поддерживает наше самоописание – миф о нас самих.

Неподготовленный человек сошел бы с ума, если бы увидел, сколько откровенно гадких поступков он совершил. Поэтому мы слепы до поры до времени, пока наша смерть или наша практика не приведет нас к ослаблению, а потом и к потере Эго. Оно разделяет наше внутреннее пространство на доступную нашему восприятию область и недоступную область подсознания, область тайного управления нами.

Практика, если она не бутафорская, приводит к прозрению. Но когда постепенно начинает приоткрываться завеса правды о нас самих, то нам неизбежно становится больно. Эта боль не сравнима с той, что мы испытывали от наших обидчиков. Ведь ее испытывает уже более развитый и одухотворенный человек. Эта боль затрагивает тонкие структуры и имеет иное качество – в отличие от обычных эмоций, она как бы лишена плотного энергетического наполнения. Она не ввергает нас в депрессию и не истощает наши моторные силы, но она шокирует и поначалу может вызвать даже панические реакции. Это свело бы нас с ума, если бы мы не сделали этого ранее своими руками. Практика делает из нас безумцев (относительно самсарной «нормы») контролируемым образом. И когда мы готовы воспринять нечто большее о нас самих, то это происходит – мы знакомимся с нашими поступками.

К этому времени мы уже хорошо знаем, как работать с нашими обидчиками. Как правило, таковых уже не остается в нашем актуальном эмоциональном балансе. Никто уже не в состоянии сделать что-то такое, что способно покоробить наше внутреннее пространство настолько сильно, как бывало прежде. На этой стадии развития мы в недосягаемости по отношению к явным (тривиальным) глупостям мира страстей или же находимся в преддверии этого.

Как же отличить, находимся ли мы в таком состоянии? Может, мы просто глухи к собственным эмоциям, и поэтому нас никто не волнует? Все просто. Когда внутри нас больше нет эмоций, то нас заполняет внутренняя улыбка – неизменный спутник отрешенного человека. Внутренняя улыбка – это не эмоция. Это особый внутренний энерготок, это тишина, безэмоциональная радость и фундаментальное спокойствие. Наши эмоции вытесняют внутреннюю улыбку из нашего естества. Они поселяют суету и хаос в наше внутреннее пространство. Но когда мы «прибираемся» внутри, то внутренней улыбке уже ничто не мешает играть в нашей груди небольшим фонтанчиком. Когда мы «запускаем» внутреннюю улыбку целенаправленно, то она как всякий фонтанчик начинает пробивать себе дорогу в наших завалах. Это способствует всем остальным направлениям в практике. Но если у нас все еще много хлама, то нам не удержать внутреннюю улыбку долго. Чем больше мы «прибираемся», тем сильнее и дольше внутренняя улыбка может фонтанировать. Если же вы не наблюдаете эмоций, но и внутренней улыбки нет, то это означает, что ваши эмоции заблокированы и подавлены – вы в самом начале «уборки».

Итак, однажды на фоне относительного эмоционального штиля к нам спонтанно начинают приходить эпизоды о том, как мы поступали с другими людьми. А поступали мы отвратительно.

Так начинается раскаяние. Это самое начало многогранного и многоэтапного процесса, который когда-нибудь затронет не только наши отношения с людьми, но и наши отношения с Богом. А начинается он с ревизии прошлого – с вольного или невольного перепросмотра наших собственных поступков по отношению к людям.

Перепросмотр освобождает в нас возможность смотреть на ситуации без цензуры, без подсознательных обвинений и оправданий, то есть смотреть не глазами нашего Эго, а глазами нашей Души. Психотерапия, которая сопутствует этому, лишь побочный эффект. Перепросмотр постепенно перерастает в нечто большее – в ревизию нашего «я».

* * *

Что же нам делать с теми людьми, которых обидели мы? Может, надо их всех разыскать и попросить прощения?

* * *

Однажды с каждым случается непредвиденное чудо. В результате духовного роста Бог из вымышленного образа становится живым объектом нашего мира. Так мы начинаем видеть, что процесс ревизии и сопутствующее раскаяние – это наши сакральные отношения с Богом, можно сказать, что это часть нашего непростого диалога с ним.

Оказывается, что люди, которым мы причинили «зло», по сути, не имеют отношения к этому сакральному диалогу. Тем не менее, так бывает, что именно через них мы можем вернуть Богу опыт наших ошибок и взамен получить от Него прощение. Надо сказать, что чаще всего это наиболее короткий путь – попросить прощения у конкретного человека. Ведь мы, прожженные эзотерики, не раз читали и слышали, что «все есть Бог». Этот человек не исключение. Можно сказать, что в его лице для нас представлен Бог в этой ситуации. Поэтому беседа о прощении с конкретным человеком может оказаться наиболее коротким путем получения прощения Бога.

Что же делать, если физически сложно разыскать нашу «жертву»? Имеет ли смысл все силы бросить на розыск? Это может быть нецелесообразно. Возможно Бог примет раскаяние и в виде мысленных просьб о прощении (дарения цветов и пр.), направленных к этому человеку и к Богу. Это может потребовать некоторых усилий и времени (так же, как и прощение наших обидчиков происходило далеко не сразу). В этих вопросах мы часто находим промысел Бога, который через подобные испытания воспитывает в нас те или иные качества, необходимые для нашего дальнейшего роста.

Поэтому нельзя сказать однозначно, обязательно ли очно просить прощения у наших «жертв». Надо исходить из нашего состояния, из наших самоощущений в каждом конкретном случае. Если желание непреодолимо, и есть понимание, что это будет правильный шаг, то можно его реализовать в действии – найти, увидеть, попросить.

Однако не ждите, что человек этому обрадуется или вообще поймет, о чем вы говорите. Он также может сказать в ответ: «только теперь у тебя совесть проснулась?», при этом ожидая от вас каких-то дальнейших действий по исправлению ситуации в его понимании. Такое прощение может оказаться ошибкой и превратиться в событие, порождающее кармические отягощения, и мы лишь усугубим положение дел.

Ошибка может состоять в том, что мы способны перепутать свое личностное (самостное) чувство вины и чувство раскаяния. Первое – это дело Самсары, второе – это дело Бога. Вся наша жизнь – это обучение отличать одно от другого.

Когда наше поведение и эмоции не сознаются нами и определяются в основном травмами прошлого, то скорее всего желание просить прощения будет продиктовано чувством вины, суть которого – неизжитая травма. Чувство вины – это диалог с травмами прошлого, то есть диалог с Самсарой.

Без некоторой минимальной свободы сознания (от травм и контроля Эго) мы не способны различить, действительно ли мы обидели кого-то перед лицом Бога (то есть объективно) или нам об этом говорят собственные травмы. Но когда мы практикуем, то достаточно скоро можем достигнуть состояния, когда подлинное видение наших поступков начнет пробиваться сквозь запреты самости. Это всего лишь вопрос количества наших усилий в этом направлении.

* * *

Для нашей смерти не важно, как мы поступали в глазах Эго. С точки зрения Эго мы могли прожить жизнь самыми справедливыми и всепрощающими людьми или же самыми ничтожными и виноватыми во всем. Однако это не имеет никакого значения в смерти, когда Эго покидает нас. Мы остаемся без нашего «любимого» самоописания. А что остается? Кто остается? На ум приходит сказка «Голый Король», который верил в свое описание. И мы также верим в описание себя, которое производит наше подсознание. Результат – шок в конце сказки.

Чтобы не было шока в конце нашей сказки, мы должны постараться еще при жизни выяснить для себя, как выглядели наши поступки в глазах нашей Души? Как выглядели эмоции? Какие мысли и фикс-идеи поселялись в нашей голове? Только это является значимым. На эти вопросы отвечает перепросмотр-ревизия. Такой перепросмотр – это диалогом с Богом, в ходе которого мы возвращаем Ему наши проступки.

* * *

Еще немаловажный пласт ревизии касается отношений с родителями. На начальных этапах перепросмотра мы рассматриваем эти отношения только с одной стороны – как нас они (злыдни) искалечили. Однако, когда перепросмотр набирает обороты, мы неожиданно вспоминаем много радужных и светлых моментов нашего детства. Эти эпизоды полны света, любви, душевного ликования и нашей монументальной защищенности в поле родительского внимания и заботы. Конечно, бывают и трагичные истории отношения родителей к детям, но, в подавляющем большинстве случаев, дети из таких семей не приходят к практике в течение этой жизни и не дочитывают эту статью до середины. Как правило то, что мы воспринимаем как «трагичные истории», на самом деле – это эпизоды неизбежных травм, которые соответствует уровню нашего погружения в самсару. Но были и другие эпизоды – их куда больше.

С дальнейшей же практикой неожиданно всплывает совсем иной ракурс наших отношений с родителями – это наше поведение, когда они стали зависимы от нас. Эти воспоминания могут постучаться к нам сами собой еще до того, как мы перепросмотрим всю свою жизнь. Тут особо посоветовать мне нечего. Многие вопросы разрешаются, если родители живы. В противном случае, все может повиснуть в воздухе. И даже незначительные эпизоды невинных мелких просьб (как казалось на тот момент), в которых мы им отказали или «спустили на тормозах» из-за нашей занятости важными делами, превращаются в мучительную ношу. К моему сожалению, на своем этапе практики я пока не знаю, как это разрешить. Безусловно, существует механизм возвращения Богу поступков, которые мы совершили в отношении этих детей Бога. Детей, с которыми мы были связаны кровью и плотью.

Если бы не точное знание, что в результате преданности и стойкости, однажды мы найдем прощение для всех наших «эпизодов», то я не представляю, как можно было бы все это вынести (есть и другие виды «проступков», которые находятся еще глубже и выходят за рамки этой статьи).

Кто-нибудь может припомнить нехитрые методы само-психотерапии на счет умерших родителей. Но психотерапия больше нацелена на облегчение чувства вины. Я же говорю о совсем иных ощущениях, которые возникают, когда чувство вины уже нивелировано в нашем «я».

* * *

Еще один страшный этап – это приход ревизии наших детей. С ними нас тоже связывают крайне насыщенные и плотные узы родственных связей. Наши дети – тоже наша кровь и плоть. Они были длительное время зависимы от нас. Но от кого «от нас»? Увы, к сожалению, довольно часто от нашего Эго, от прихотей самости, которые мы реализовывали с послушностью марионетки. За каждое проявления нашего Эго по отношению к нашим же детям придется отвечать перед Богом. Почему так странно? Ведь это же наши собственные дети! Увы, это только кажется. Прежде всего, это Его дети, а мы лишь эпизод их истории. Наше обычное оправдание: «я же это делала для ее же блага» или «я своей дочке только добра желала» — тут уже не помогут. Ведь так оправдывается наше Эго. А в его отсутствии оправдывать нас будет некому – все будет выглядеть так, как было на самом деле. Это совсем иное зрелище.

Кто-то спросит, а как же их воспитывать, чтобы потом не испытывать эти душераздирающие муки? Не травмировать? Все разрешать? Компьютеры? Наркотики? А может, воспитывать их в богобоязненности и религиозности?

За любой поступок, совершенный нашим Эго, придется отвечать. Даже если Эго заставляло детей молиться Богу, это все равно не будет действием Бога. Даже если наше Эго им разрешало все без ограничений, это тоже не будет проявлением Бога внутри нас. Это будет поступком под диктовку Эго (то есть самости). Любая реализация Самсары за счет нашей жизни порождает кармическое отягощение нашей Души и требует обратного процесса отработки.

Что же делать? Наверное, есть один правильный ответ – надо практиковать, изживать в себе самость всеми доступными методами. Только так можно продвигаться к сокращению ошибок как в воспитании детей, так и в других вопросах. Как гласит народная английская пословица: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Но поскольку самость не одолеть за одно дыхание (если только не в фантазиях нашего ума), то можно сказать, что нам невозможно уберечься от совершения ошибок в течение почти всего срока жизни.

Вместе с уровнем практики будет меняться и уровень ошибок. Но нам ничего не остается, как поступать сообразно нашим ощущениям, стараясь выбирать те из них, которые порождены не Эго и не заблуждениями. Но если в результате действия мы в очередной раз породим кармическую ситуацию, то ничего н
8000
е поделаешь – значит, именно такого опыта нам не хватает, чтобы учиться прислушиваться к истинности своих ощущений, чтобы учиться различать голос Бога и голоса Самсары внутри нас.

* * *

Так постепенно, капелька за капелькой, маленькими шажочками происходит духовный рост – в ошибках, анализе, страданиях. Однажды мы испытаем радость от новых самоощущений своего измененного «я» – более легкого, более свободного, более счастливого. Это не будет преходящим эффектом от очередной психотерапии. Это не будет просто «хорошим настроением» или «возвышенным настроением». Это будет устойчивым изменением нашего сознания – то есть нашего «я». Это изменение не будет зависеть от ситуативных воздействий. Откат к прежним самоощущениям будет уже принципиально недоступен.

И мы поймем, что за счастье обрести новое «я» стоило бороться.

И мы поймем, что это счастье – лишь начало чего-то большего.