Аналитическая философия сознанияАналитическая философия сознания — это масштабный проект, начатый во второй половине ХХ века в рамках англо-американской философии. Задачи, которые ставили перед собой исследователи, заключались в том, чтобы ясно и отчетливо ответить на несколько сложных вопросов: что такое «Я», почему я вижу мир именно таким, как мое видение мира соотносится с реальностью-существующей-на-самом-деле и т.д. Вместо того чтобы атаковать эти вечные высоты в лоб, аналитические философы оттачивали аргументацию и придумывали аналогии. Часть этих техник стала известна как мысленный эксперимент. Для англоязычного ума философия похожа на судебный процесс, на котором председательствует истина…Аналитическая философия сознанияАналитическая философия сознания — это масштабный проект, начатый во второй половине ХХ века в рамках англо-американской философии. Задачи, которые ставили перед собой исследователи, заключались в том, чтобы ясно и отчетливо ответить на несколько сложных вопросов: что такое «Я», почему я вижу мир именно таким, как мое видение мира соотносится с реальностью-существующей-на-самом-деле и т.д.

Вместо того чтобы атаковать эти вечные высоты в лоб, аналитические философы оттачивали аргументацию и придумывали аналогии. Часть этих техник стала известна как мысленный эксперимент — и на этой интеллектуальной культуре выросла вся академическая Америка.

Для англоязычного ума философия — это в первую очередь обмен аргументами. Она похожа на судебный процесс, на котором председательствует истина. И это не имеет ничего общего с риторическими позами континентальных философов, предназначенными для бесконечных монологов. Философская аналитика пустила глубокие корни в американских университетах, и кто такой Витгенштейн, там знают все. Впрочем, знакомиться с аналитической философией сознания нужно совсем не только для того, чтобы говорить на одном языке с заокеанскими коллегами.

Крупнейший прикладной проект, выросший из проблематики аналитической философии сознания, — это современная теория искусственного интеллекта (ИИ). Когда первые компьютеры заменили собой группы математиков, выполняющих сложные военные расчеты, самые любопытные уже спрашивали себя: а не может ли появиться такой компьютер, который заменит человека и в других областях интеллектуальной деятельности? И дальше: а что это такое, интеллектуальная деятельность, чем она отличается от неинтеллектуальной? Что в конечном счете значит мыслить?

Пионером любопытных стал гениальный ученый Алан Тьюринг, известный сегодня каждому благодаря своим «машинам» и «тесту». Его последователи и оппоненты создали корпус текстов, посвященных человеческому нарциссизму и самобичеванию. Теоретически вопрос открыт до сих пор, зато системы искусственного интеллекта конструируются вовсю: мечта Тьюринга о компьютере — шахматном чемпионе сбылась, а вот другие задачи, например, победа машины над мастерами игры в го, так и остаются нерешенными.

Второй выход в свет аналитической философии сознания, о котором стоит упомянуть, — это история о том, как философы попали в экономику и социальные науки в целом. Классическая экономическая теория строилась вокруг красивой, но не слишком правдоподобной теории рационального выбора, согласно которой участник рыночных отношений склонен стремиться к «максимизации полезности». Новая институциональная экономика, разрабатываемая в последние десятилетия, оспаривает этот тезис и утверждает, что социальное знание должно обладать более точной моделью человеческой психики, включающей в себя описание реальных механизмов мотивации, принятия решения и оценки ситуации. То есть экономическая теория должна включать в себя ответ на вопрос «что такое «Я». Именно поэтому в трудах нобелевского лауреата Дугласа Норта можно встретить главы об интенциональности сознания. То же самое происходит в политической науке, социологии и праве.

Очень много вещей в современной аналитической философии сознания похоже на высококлассный американский sci-fi (Science fiction — научная фантастика). Например, мысленный эксперимент «Мозги в бочке» за авторством Хилари Патнэма выглядит как естественно-научная фантазия на тему «Матрицы». На самом деле, конечно, все наоборот: это «Матрица» была импровизацией, построенной вокруг платоновской пещеры. Также хорошо известна история с «зомби», придуманная Чалмерсом. Сходство с научной фантастикой неслучайно: оба жанра ставят парадоксальные вопросы о природе личности, восприятия и морали. У аналитической философии сознания это получается короче и глубже.

К основным минусам аналитической философии сознания следует отнести, во-первых, то, что большинство теоретических результатов и вообще идей в этой области были получены в 60–90-х годах прошлого века. Сейчас аналитические философы в основном продолжают уточнять аргументы, либо впадают в различные формы скептицизма, либо склоняются к эмпирическим исследованиям в области смежных научных дисциплин, например в эволюционной психологии. При этом вероятность появления важных теоретических идей в самой философии сознания, скорее всего, не нулевая.

Аналитическая философия сознания совершенно непереводима на русский язык. Беда не в том, что за десятилетия работы философы в США придумали термины, которым нет аналогов в научном русском аппарате. Это можно было бы решить при наличии желания. Проблема как раз в отсутствии в России этой ученой публики. Вся аналитическая философия сознания в мире англоязычная, у нас в этой сфере работают всего около десяти специалистов, и писать сегодня на русском языке о сознании — значит плыть против течения. Аналитическая философия непереводима в социальном смысле слова. Если хотите заниматься ею профессионально, вас ждет, например, Австралия.

Источник:
ПостНаука