Про Смысл Жизни
С тех пор, как ушел из воплощения сын, я перестала бояться смерти. До этого у меня со Смыслом Жизни по сути было все очень просто — смысл в том, чтобы жить как можно дольше, точнее, как можно дальше отложить\оттянуть приход смерти. Ну, это в самой глубине, а повыше — жить как можно дольше в здоровом телесно и душевно состоянии и как можно больше всего сделать интересного и полезного, для души и тела, и вообще — развлечься и получить разнообразный опыт. Чем я и занималась. А теперь — задача «как можно дольше» ушла за ненадобностью. Развлечений произошло достаточно, впечатлений разнообразных тоже, опыта тоже. Стремления умереть пока не возникло. И снова встал вопрос про Смысл — ладно, если все же живу дальше, то зачем? Просто потому, что тело еще не кончилось?…Смотрю на то, как все вокруг меняется. Как будто я стою, а мир вокруг стремительно меняет очертания. Понятно, что это не так, и я тоже не стою, а как минимум активно поддерживаю свое равновесие, балансирую. Но это не так заметно, как то, что вокруг.
С тех пор, как ушел из воплощения сын, я перестала бояться смерти. До этого у меня со Смыслом Жизни по сути было все очень просто — смысл в том, чтобы жить как можно дольше, точнее, как можно дальше отложить\оттянуть приход смерти. Ну, это в самой глубине, а повыше — жить как можно дольше в здоровом телесно и душевно состоянии и как можно больше всего сделать интересного и полезного, для души и тела, и вообще — развлечься и получить разнообразный опыт. Чем я и занималась.
А теперь — задача «как можно дольше» ушла за ненадобностью. Развлечений произошло достаточно, впечатлений разнообразных тоже, опыта тоже. Стремления умереть пока не возникло (разве что эпизодически пару раз очень ненадолго и на сильных чувствах). И снова встал вопрос про Смысл — ладно, если все же живу дальше, то зачем? Просто потому, что тело еще не кончилось???
При этом — всякие смыслы общественной сферы видятся скорее, как ответы на вопрос «как жить», а не «зачем». Ну, из серии, что раз уж, и пока, я тут живу — буду устраивать мир вокруг себя так, что он мне нравился (в меру возможностей своих, естественно)… Один приемлемый ответ по поводу смысла все же ко мне пришел. Но чтобы говорить о нем, нужно уточнять — из какого представления об устройстве мироздания в части жизни и смерти я исхожу, иначе будет неясно.
Когда мир стремительно меняется и творится что-то невообразимое, главное — следить за дыханием. Еще точнее — вовремя выдыхать. Выдох означает, что жива. Мы насмотрелись в кино сцен «последних вздохов» — там герои красиво, или не очень, закрывают глаза с выдохом. Вранье! Когда мне было 12, у меня на глазах умерла моя бабушка (спокойно ушла, после инсульта долго пролежав, у себя дома) — и последним был вдох. И потом, кто видел вживую, подтверждали — так и есть. Так что следить за выдохом вдвойне полезно — и ощущение жизни поддерживает в случаях, когда кажется, что она уже кончена, и от «перехватываний духа» спасает — они проходят мягче, можно сказать, «продышиваются», не давая телу пережаться.
Ну, это была присказка. А теперь продолжение про смысл жизни.
Начать его придется с мировоззренческих уточнений. Потому что смысл можно искать только среди того, что для меня существует. Если, к примеру, для меня существует загробная жизнь (в той или иной форме, не важно) — то можно искать смысл в связи с нею, а если для меня ее не существует, но существует понятие «долга перед отечеством», то смысл может обнаружиться там, а в загробной жизни — нет… Поиск смысла жизни всегда опирается на представления, с устройством жизни и смерти связанные. А они у многих людей разные.
Попробую кратенько описать свое.
По моему представлению у каждого человека есть 3 » как бы тела». Физическое — его видно и можно даже потрогать, и смысл его жизни — в самой жизни, оно радуется от состояния живости, радуется ласке, движению, еде и питью вовремя, уходу всякому — как домашний зверек. И о будущем оно почти не способно думать, разве что о ближайшем.
Второе тело — Общественное. Его удобно называть «Личность» — то, что я представляю обществу, как хочу выглядеть, какое место в нем занимать. Смысл жизни этого тела — в том, чтобы обеспечить человеку как минимум — выживание в обществе, а как максимум — занятие и поддержание в нем достойного места (иногда даже посмертно — так бывает с выдающимися личностями). Личность включает в себя все образцы поведения и способна подчинять себе тело — если проявление, которого телу хочется, для нее опасно, она этого не допустит, а если ей нужно то, что телу неприятно — может принудить (хотя и не всегда, тут они иногда силами меряются). Личность способна думать о будущем, да и вообще жить, только в обществе. У отшельников и т.п. может отсутствовать. С разрушением тела также разрушается.
Третье тело — Душа. Она в этой компании самая старшая, потому как самая крепкая — со смертью тела не разрушается. И с рождением тела не возникает. Поэтому ее смыслы существования — самые крепкие, и им подчинены и физическое тело, и личность. Ради душевных задач человек бывает способен пожертвовать и положением в обществе, и даже телом. Бывает и другое — что вроде как человек больше всего бережет тело, но если приглядеться — за этим тоже непременно найдется что-то душевное, от чего тело делается таким ценным. Как устроена душа — я не знаю, есть предположения, но о них говорить нет смысла. Смысла жизни души вообще, вне данного тела, мне недоступны, опять же только предположения. Остается рассмотреть смыслы жизни в воплощенном в конкретное тело состоянии.
Вот тут и начинается интересное. Если я считаю, что жизнь души больше, чем жизнь тела, то значит, телесное воплощение ей зачем-то нужно (за каким-то смыслом), есть что-то, что она может только в нем. Вопрос — что? Вопрос, конечно же, открытый. Но наблюдая свою жизнь, жизнь других людей, читая всякие древние философские и религиозные тексты, складывается впечатление, что у души есть задачи двух родов — Совершить нечто (построить дом, вырастить дерево, родить сына, написать произведение, раскрыть людям очередной закон вселенной, полететь в космос и т.д.) и Научиться чему-то.
Ну и вот, когда я про свой смысл жизни думала, то ощущение на тему Учебы довольно спокойное — что основные уроки пройдены, а дальше есть, конечно же, перспектива бесконечного совершенствования, но это «факультатив», то есть не обязательное — можно сейчас, можно потом, в другой раз в другом месте. А вот по части Совершений — вполне есть, чем заняться, пока жива и здорова.
Можно ли совершенствовать душу в целом — вопрос открытый. Ответа я не знаю, мнения определенного не имею, а потому в таком виде обсуждать его мне не интересно. ))) Но определенно можно совершенствовать душевные качества или черты и раскрывать способности. Это достаточно устойчивые и узнаваемые словосочетания, они есть в языке и это само по себе уже слегка обнадеживает. Но сперва нужно уточнить (или напомнить), что я имею ввиду, говоря о душе и совершенствование качеств чего собираюсь тут обсуждать. Выше мы рассматривали, что человеческое существо можно видеть имеющим три «тела». Физическое (собственно, Тело) — и его понятно, как можно совершенствовать, разработками в этом направлении заняты медицина, спорт, косметология. Общественное (Личность) — включающее все, что связано с поведением в обществе, занятием в нем желаемого места — и совершенствование этого тела также известно — всяческие методы личной эффективности, пиар-технологии, имиджмейкерство, тайм-менеджмент, этикет и т.д.
Все, что не вошло в вышеперечисленное и ощущается частью себя, можно отнести к третьему «телу» — собственно, душе. То есть это — всякие «сердечные» порывы, чувства и стремления, внутренние состояния, разнообразные «непроизвольные» (то есть не обусловленные поведением) реакции на людей и события, не имеющие простых телесных причин, внутренние ощущения от себя, малоописуемые в словах тонкие ощущения от окружающего пространства. С точки зрения нашей темы совершенствования важно то, что среди наблюдаемого (из относящегося к сфере души) встречается то, что мне в себе нравится, устраивает, что я считаю своими сильными сторонами или качествами. И встречается то, что я воспринимаю, как слабость или препятствие, несовершенство. Впрочем, иногда бывают и смешения — например, излишняя жесткость может быть силой, но ощущаться как помеха гибкости и потому не нравиться.
И вот с этими качествами, или чертами, которые ощущаются, как слабости или помехи, можно работать, ослабляя или усиливая их. Именно их, а не то, как я их проявляю вовне. Потому что, например, в детстве у меня была «подружка», которая считала, что я слишком обидчива, и «тренировала не обижаться» — постоянно пытаясь нарочно обидеть и тут же высмеять мою обиженность. И я «натренировалась»… никак внешне не показывать, что обижена. Внутреннее же ощущение никак не изменилось, и вскоре я перестала общаться с этой девочкой.
Есть и еще одна сложность — иногда помеха определяется не точно. И нечто, кажущееся слабостью или помехой, на самом деле является условием другого, очень важного качества или душевного свойства. Например — повышенная ранимость — часто бывает, что в себе она не нравится. Но у некоторых людей (не у всех!) она — просто признак глубокого уровня чувствительности в целом, и ослабляя ее, человек вынужден будет ослабить чувствительность. Другой вариант неточности — когда слабость или помеха не в самой черте или качестве, а в способе его проявления в мир — например, самой доброй добротой можно так «доставать» окружающих, проявляя ее без их согласия, что они просто возненавидят…
И последнее, чего не могу не сказать — все условно, относительно и у каждого по-своему. Нет черт и качеств, абсолютно плохих или вредных, в каждом человеке есть полный набор хромосом их всех, и убрать совсем ни одно нельзя. Можно только усиливать, ослаблять, раскрывать непроявленное. Это какой-то большой мировой закон, не я его придумала. Те философы и пророки древности, которые говорили — «в тебе есть все» — они об этом… И если это принять — возникает естественный вопрос — а за что тогда хвататься, с чего начинать лично мне, что вообще стоит делать, если вообще стоит?
Не волнуйтесь, в помощь есть еще один прекрасный мировой закон, иллюстрируемый анекдотом: «Сын мой, Господь всегда посылает нам проблемы по силам. и если у тебя ТАКИЕ проблемы — то либо у тебя есть силы с ними справиться, либо это не твои проблемы!».
Это я про то, что у каждого человека есть его внешние и внутренние условия, которые определяют предмет для совершенствования. Внешние условия — это жизненные обстоятельства, включая характеры близких, культуру страны проживания, особенности своего физического тела, его возможности и ограничения. Внутренние условия — это склонности и стремления, определяющие то, как и куда человек по жизни движется.
К примеру, ну нет у меня способностей и склонностей к соревнованиям и битвам с людьми. И потому нет стремления совершенствовать качества, нужные для нападения. Рассуждая, я могу решить, что быть плохим «бойцом» — это слабость, и надо бы тут усовершенствоваться… но душа на это не откликается, в ней встречного желания не возникает. И поэтому да, рассуждаю я дальше, если жизнь прижмет — буду совершенствоваться. А пока — займусь другим, чего больше хочется. То есть — если слабость есть, но она никак по жизни не мешает не беспокоит — лучше ее не трогать. Возможно — это на самом деле не слабость, а условие. 😉
Вот это самое «жизнь прижмет» — это один из основных ориентиров того, на что стоит обращать внимание и на что ориентироваться в выборе — что совершенствовать! Второй ориентир — внутреннее желание. Мироздание, доброе внимательное и отзывчивое, обычно устраивает так, что наши слабые места, жесткости и прочие «темы для проработки» регулярно чувствительно налетают на плотности окружающего мира и других людей. Обратная связь и наше понимание иногда бывают не точны, но вот сами «точки приложения» — безошибочны. Поэтому чтобы понять — что сейчас лучше совершенствовать — стоит осмотреть свою жизнь на неделю, максимум — месяц назад, на предмет — глубоко зацепивших за душу событий (были вы в них правы\справедливы или нет — не важно). Можно даже перечислить их на бумажке — достаточно трех-пяти, не больше. Если чувств всколыхнется слишком много, лучше их сразу как-нибудь «допрожить», чтоб не мешали думать. Потому что дальше надо будет посмотреть — а какое мое душевное несовершенство в большинстве этих ситуаций (либо во всех) проявилось?
Для примера тут же делаю предложенное сама. Вспоминается 4 ситуации, в трех — обида на людей за недостаток поддержки с их стороны. При том, что какая-то поддержка была, да и сил самой справиться вполне достаточно оказалось по факту. Еще и на то, чтоб обижаться — хватило! ;)))) А чего не хватило? В себе, внутри? Очень хорошо вижу, но сложно назвать. Пусть пока это качество условно называется «душевной стойкостью» или даже»упругостью». И вот этого не хватает, да. И хочется развивать! 🙂
Когда предмет совершенствования найден, определен, возникает следующий вопрос — а как улучшать, ослаблять, развивать? Это же не мышца, которую можно загрузить упражнениями или расслабить массажем. Если, к примеру, слабость в том, что человек не умеет прощать, или слишком обидчив (это не одно и то же!), или горд, или легко гневается — невозможно просто начать «тренироваться не делать этого». Максимум, что получится — убрать внешние проявления, загнав ощущения вглубь, или отморозить чувствительность вовсе. И то, и другое не полезно для здоровья. В результате человек продолжает делать то же, что делал (обижаться, гневаться, не прощать и т.д.), но не чувствует этого или не дает этому выхода. И чувства начинают копиться, внутреннее напряжение нарастает и выплескивается в виде странных реакций или непонятных болезней… В смысле «тренировки» — полезным оказывается только специальное направление внимания в себя, на место с которым хочу работать, и на задачу, которую при этом надо решить.
Потому что любое совершенствование удобно видеть, как задачу с условиями, похожую на задачи из физики. Разберу на своем, живом, так сказать, примере. Дано — когда мне плохо\одиноко — я сразу ищу или жду поддержки, не зависимо от того, есть ли силы справиться самой, вообще про возможность опереться на себя в этот момент забываю. Задача — развить то, что назвала «душевной упругостью» — умение не «проваливаться», когда поддержки нет, и не «наваливаться» на человека, когда она есть, а опираться все время на себя, при этом не закрываясь и будучи готовой принять от окружающих помощь и «подкрепление», а не «спасение». Как решаются задачи такого рода?
Основных методов всего два, и это сильно упрощает дело!
1. Найти и убрать помеху желательному действию.
На моем примере — если есть силы — что мешает не ждать поддержки, а ими воспользоваться? По логике — ничего, но по факту-то я этого не делаю и даже не помню об этом! Значит, что-то все же мешает. Если понаблюдать за собой внимательнее — понимаю, что мешает знание — «я сама не справлюсь». Знание получено и от мамы (она постоянно мне это говорила и обо мне и о себе) и проверено на детском опыте, вывод сделан и решение принято — да, я сама не справлюсь. Все. Точка. Дальше об этом уже не думается, это переходит в разряд знаний, на основе которых я действую, и то, как я это решение приняла — забывается. Теперь нужно снова к этому решению вернуться, подумать его «сызнова» — а теперь так ли это для меня? — и изменить решение. Но это еще не все.
2. На том месте, где я не знаю, как действовать — создать новый образ.
На моем примере — решение, что сама не могу справиться, я отменила, если силы есть — значит, могу. Хорошо. Значит, действовать по-старому, ждать и обижаться, не нужно. А что нужно? Как иначе-то? Я же всю жизнь поступала так? Это следующий вопрос. Ответ на который иногда сам приходит, как озарение, когда убираешь помеху, а иногда требует творческого поиска — придумывать новые способы внутренних действий, проверять их на практике, находить лучшие варианты и закреплять их, как новую привычку. Привычки — это очень противная засада. Хотя и полезная. Они создаются, чтобы не думать. И когда привычное действие меняешь — какое-то время приходится специально в соответствующих ситуациях вспоминать, а что я теперь хочу делать. Иначе «на автомате» включается старый образец.
Источник:
lyosia.livejournal.com