Душа ЧеловекаВера в перевоплощение уходит корнями в древние восточные учения, но этот феномен давно интересует и ученых. В 1960-х пионерами в изучении реинкарнации стали американские психологи Сорвард Деслефсен, Хелен Вомбах и профессор психиатрии Ян Стивенсон, а их последователи организовали кафедры в Институте парапсихологии в Великобритании и Мюнхенском университете. Одним из косвенных доказательств перевоплощения являются факты проявления знания языков у индивидов, которые эти языки не изучали. В 1970-х первым стал исследовать «ксеноглоссию» — способность разговаривать на неизвестных им ранее языках — английский профессор Дон Джонсон.Душа ЧеловекаЧто собой представляет Душа человека? Существует представление о том, что каждое живое существо имеет связанную с его телом сущность (душу), в которой заключается личность этого существа, его самосознание, и эта сущность не погибает вместе с телом, её жизнь продолжается за пределами физической жизни в другом измерении и в цепи физических перевоплощений. Она бессмертна и непрерывно развивается, а физическая жизнь является опытом, способствующим этому развитию.

Легче жить, веруя в бессмертие души. В эпоху Просвещения многие известные люди в Европе принимали доктрину реинкарнации. Вольтер писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна», и что «родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды». Иоганн Вольфганг фон Гёте, один из величайших немецких поэтов, известный драматург и учёный верил в реинкарнацию, он говорил: «Я уверен, что так же, как и сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться ещё тысячу раз». Наполеон рассказывал своим генералам, что в предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань. В реинкарнацию верил Лев Толстой. Верой в реинкарнацию проникнуты слова Бенджамина Франклина: «Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду существовать всегда».

Существует ряд религиозно-философских доктрин, которые содержат утверждения о том, что бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое, в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но определённая часть личности остаётся неизменной, претерпевая с каждым воплощением некоторое развитие. В промежутке между смертью и следующим рождением, душа пассивна в определении собственного будущего, и содержит в себе все мысли и желания живого существа. Мысли и желания, сформулированные в физическом мире, и определяют, в какой тип тела душа вселится в грядущем воплощении, и какой образ жизни её ждёт. Некоторые религиозные течения объясняют причины страдания безгрешных детей тем, что они являются реинкарнацией грешников или самоубийц, образ их новой жизни соответствует их образу мыслей и желаний в прошлой жизни, связанному с чувством вины или с ожиданиями несчастий.

Вера в перевоплощение уходит корнями в древние восточные учения, но этот феномен давно интересует и ученых. В 1960-х пионерами в изучении реинкарнации стали американские психологи Сорвард Деслефсен, Хелен Вомбах и профессор психиатрии Ян Стивенсон, а их последователи организовали кафедры в Институте парапсихологии в Великобритании и Мюнхенском университете.

Одним из косвенных доказательств перевоплощения являются факты проявления знания языков у индивидов, которые эти языки не изучали. В 1970-х первым стал исследовать «ксеноглоссию» — способность разговаривать на неизвестных им ранее языках — английский профессор Дон Джонсон.

Существует множество описанных примеров ксеноглосии в исторических источниках, а также большое количество примеров в современности.
Ещё одним доказательством перевоплощения признаны случаи воспоминания людей об их прошлой жизни.

Ян Стивенсон — канадско-американский биохимик и психиатр, объектом изучения которого стало сохранение у детей воспоминаний о прошлой жизни. Ян Стивенсон возглавлял Отдел перцептивных исследований в Виргинском университете. Этот отдел исследует процессы восприятия и паранормальные явления.

Стивенсон полагал, что концепция реинкарнации могла бы помочь современной медицине понять различные аспекты развития человека и его поведения, дополняя данные о наследственности и об условиях внешней среды. Он путешествовал в течение 40 лет и исследовал 3000 случаев воспоминаний прошлых жизней детьми; это убедило его в том, что прошлые жизни реальны. С точки зрения Стивенсона перевоплощение представляет собой выживание личности после смерти. Однако Стивенсон никогда не предполагал, что такое выживание связано с каким-либо физическим процессом. Доказательством факта реинкарнации доктор Стивенсон считает три явления: способность говорить на незнакомом языке, наличие родинок, шрамов и царапин у данного лица и его предшественника в одних и тех же местах и пусть малые, но исторические свидетельства.

Возможно, безусловные инстинкты тоже имеют отношение к памяти прошлых жизней. Рефлективное поведение может быть связано с бессмертной сущностью живого существа. У одомашненных животных от рождения наличествуют не только безусловные рефлексы и инстинкты, обеспечивающие жизнедеятельность организма, но и культивируемые человеком у многих поколений поведенческие реакции. Например, у щенков из породы охотничьих собак, без предварительного обучения, в условиях охоты проявляются в поведении многие нюансы, воспитанные тренировками в течение нескольких предыдущих поколений.

Классическими случаями реинкарнации, по мнению Стивенсона, можно считать рассказы детей от 2 до 5 лет о своей «прошлой» жизни. К удивлению исследователей, эти истории часто до деталей совпадают с действительно происходившими событиями, хотя ребенок никак не мог знать обстоятельств прежней жизни описываемого им человека. Но уже к 8 годам память о предыдущих жизнях исчезает. Не зря восточные мудрецы учат, что прошлое сокрыто от людей из милосердия к ним: немногие способны пережить тысячи смертей и принять неизбежность бесконечно долгого пути.

Генетическая память — это более глубокий вид воспоминаний, когда подсознание вдруг выдает информацию о далеких прародителях. Первым генетическую память стал изучать известный психолог Карл Юнг. Он считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в подсознании.

Незадолго до рождения Элайджа (Elijah Ary), его семья приняла буддизм и переехала в Монреаль, где основала буддистский центр. Центр посещали известные ламы. Элайдж родился с небольшим вывихом стоп, какой бывает у подолгу медитирующих людей. В трёхлетнем возрасте мальчик стал говорить на тибетском языке и рассказал, что в прошлом у него был духовный наставник, назвал его имя, описал помещение, в котором тогда жил. Через несколько лет тибетский лама подтвердил, что Элайдж рассказывает жизнь тибетского святого, который умер в 1950 году. В правоте своих слов лама не сомневался. Главный духовный лидер Тибета, Далай Лама, признал, что Элайджа является реинкарнацией известного ламы.

Например, сам Юнг был убежден, что жил в XVIII веке, хотя год его рождения — 1875-й. Однажды его поразила картина французского художника, изображавшая врача того времени, — его туфли он признал своими. «У меня возникло яркое убеждение в том, — писал он,- что я когда-то их носил. Я буквально чувствую эти туфли у себя на ногах. Кстати, моя рука часто помимо воли выводила цифру 1775 вместо 1875, и при этом я ощущал необъяснимую ностальгию». Юнг навел справки и выяснил, что один из его предков в то время был лекарем в провинции.

Проявлению памяти прошлых жизней активно противодействует наше сознание, поскольку «видения» прошлого могут вызвать раздвоение личности, но эта память может проявиться во время сна, когда контроль сознания ослабляется, человек вспоминает жизни чужих людей, в тела которых, возможно, вселялась его душа. Причем о прошлых жизнях можно вспомнить только в особых случаях: при травмах головы, психических расстройствах или в состоянии транса.

Сторонники реинкарнации уверены, что после смерти душа человека переходит в новое тело. Согласно восточным учениям, каждый из нас может прожить от 5 до 50 перевоплощений. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что события прошлых жизней могут влиять на здоровье и поведение личности.

Осознание себя в воспринятом от социума комплекте понятий отнимает точку опоры для текущей жизни, в которой могла бы быть память прошлых. С другой стороны, трудно начать новую жизнь не с чистого листа.

Источники:
Александр Шевкопляс
Книга «Выбери себе судьбу»