Начинающим практикам. Часть 2В начале практики мы редко способны объективно оценивать наше собственное поведение. Чаще всего то, как мы описываем себя в своих глазах – это самообман. Мы можем вообразить себе что угодно – что мы ценим добро, дружбу, любовь, честность. Однако у нас в жизни нет друга, нас никто не любит, с нами все не честны и не добры. Окружающий мир как бесстрастное зеркало отражает не надуманные ценности, а то, чем мы являемся. Зачастую мы оправдываем наши действия внутри себя, объясняем их с позиции самого справедливого человека («я ему отомстил, потому что он сам сволочь, с хорошим человеком я бы так не поступил»). Но несмотря на все самооправдания, совершенные нами поступки всегда притягивают ответную конфигурацию окружающего мира…Начинающим практикам. Часть 2

Миражи

В начале практики мы редко способны объективно оценивать наше собственное поведение.

Чаще всего то, как мы описываем себя в своих глазах – это самообман. Мы можем вообразить себе что угодно – что мы ценим добро, дружбу, любовь, честность. Однако у нас в жизни нет друга, нас никто не любит, с нами все не честны и не добры. Если с нами происходят аналогичные вещи, то наши представления о себе ошибочны. Окружающий мир как бесстрастное зеркало отражает не надуманные ценности, а то, чем мы являемся.

Кто-то скажет: «Нет, нет! Я вот очень хорошая, я не делала никому ничего плохого! Но меня все избегают или поступают со мной плохо. Это говорит о том, что все плохие, а я одна – хорошая!»

Подобные рассуждения начального периода самоанализа (когда человек делает первые попытки соотнести себя и окружение) приходится встречать довольно часто. Получается, что каждый человек хороший, а все другие – плохие. Это очевидный дискрипанс (получается, что все плохие и все хорошие одновременно).

Однако для практики следует понимать, что для окружающих людей (и мироздания в целом) мы проявляемся в виде каких-то наших поступков, действий, слов, мыслей (!), эмоций. Вот и получается, что действия, слова, мысли, эмоции у нас именно такие, которые формируют именно это наше окружение – людей и обстоятельства.

Можно привести в пример физический опыт, демонстрирующий аналогию. На листок бумаги высыпаем деревянную стружку, хлебные крошки, зубной порошок и металлические опилки. Все перемешиваем. Подносим магнит – и, о, чудо! Хлебные крошки притянулись к магниту!

Нет, конечно, это будут не хлебные крошки. Они-то как раз останутся на бумаге. Точно таким же образом из всего многообразия мира мы притягиваем к себе только то, что отвечает нашему личному магнетизму.

Даже если мы уедем в благополучную Америку или беззаботную Индию, где, судя по слухам, обитают исключительно «хлебные крошки», мы и там найдем свои «железные опилки». В крайнем случае добродушные «хлебные крошки» Америки будут вынуждены становиться «железными опилками» на какое-то время специально для нас.

Начинающим практикам. Часть 2

* * *

Зачастую мы оправдываем наши действия внутри себя, объясняем их с позиции самого справедливого человека («я ему отомстил, потому что он сам сволочь, с хорошим человеком я бы так не поступил», «если бы она первая так себя не вела, то и я бы не стала делать такое в ответ», «я же не веду себя так, как она, поэтому я имею право доложить начальству о ее поведении»). Но несмотря на все самооправдания, совершенные нами поступки всегда притягивают ответную конфигурацию окружающего мира. Чем больше мы поступаем «по справедливости» (отомстив при этом кому-то), тем больше нас будут окружать люди, которым надо будет причинять вред для восстановления этой «справедливости». И тем больше мы сами будем страдать от взаимодействия с этими людьми. Это замкнутый круг.

А все потому, что по Закону Кармы (закону причинно-следственных механизмов) существует разделение ответственности живых существ. Согласно этому разделению ваши поступки выглядят так: «это только ваши поступки», а не так: «это ваши поступки, потому что он вынудил…». Никакого «потому что он…» в Законе Кармы нет. Все, что касается «его», будет рассматриваться по отдельному протоколу, отдельно от вас, и уж тем более Закон Кармы не будет учитывать ваше «бесценное» мнение собственно о самом Законе Кармы (и досужие рассуждения о «справедливости»).

Это относится ко всем живым существам Вселенной всех иерархий. Поэтому в каждой ситуации, где вы действовали под влиянием обстоятельств, вынуждающих вас действовать именно так, достаточно вычеркнуть все эти вынуждающие (оправдывающие) факторы – и мы получим именно ту картину, по которой и будет оценен ваш поступок. Кем оценен? Мирозданием – беспристрастным зеркалом, в котором вы отражаетесь наряду с практически бесконечным множеством живых существ.

Это не просто умозрительная «теория о мироздании». Это практический опыт. Это то, что происходит с каждым из нас каждую секунду – в любой «несправедливой» ситуации, в любой нашей неудовлетворенности. Если вы выйдете на улицу и не вспомните про это – значит, статья была написана напрасно.

* * *

Итак, дискомфортные проявления окружающего мира в контексте практики осознанного действия нужно рассматривать как указания (!) на наши собственные недоработки. Это касается всех обстоятельств жизни.

Рассмотрим пример работы Закона Кармы.

Сослуживец рассказал вашему руководителю, что вы регулярно опаздываете на работу. Руководитель сделал вам выговор и потребовал объяснительную записку. Ведомые пониманием «справедливости», вы подошли к компьютеру сослуживца (когда тот вышел в туалет) и удалили там презентацию для иностранных клиентов, которую он подготавливал вот уже вторую неделю. В такой ситуации вам кажется, что вы восстановили справедливость – так сказать, восстановили мировое равновесие между силами добра и зла. «Ему не надо было совать свой нос куда не следует, и его презентация бы не пострадала» — говорите вы себе. Конечно, сослуживец хотел заработать очки перед начальством, вот и рассказал про ваши опоздания. А вы восстановили равновесие – теперь он не успеет заново восстановить материалы презентации до нужного срока. Возможно, он даже не получит повышения, ради которого он так старательно вас подставил. Все справедливо.

Так обычно выглядят подобные истории в умах людей. Однако с точки зрения работы Закона Кармы это событие выглядит по-другому. А дело было так: вы подошли и с низменным злорадством уничтожили недельный труд другого человека. А еще было раздражение и агрессия, когда вы узнали, что он доложил начальству о ваших нарушениях трудовой дисциплины. То есть были зафиксированы следующие ваши проявления: низменные деструктивные эмоции (раздражение, агрессия, злорадство), отягощающий поступок (порча труда человека), ну, еще и дурные мысли, которые, как правило, сопровождают весь этот низкопробный театр.

Больше ничего не было – ни вашего сослуживца, ни начальства, ни ваших опозданий, ни иностранных клиентов. Это все миражи вашего ума.

Вы скажете: «Ну, какие же это миражи? Это объективно существующие люди и обстоятельства».

Знаете, дело не в том, какая она, объективная реальность, и есть ли она вообще, а в том, как мы ее описываем. Мы пользуемся подсознательным описанием. Поэтому все эти персонажи, которые я назвал миражами, для вас представляют собой не объективную реальность, а описания окружающего вас мира. Причем речь идет про неосознанное описание.

Это означает, что, воспринимая события (или людей), вы воспринимаете не сами события как они есть, а описание какой-то их части, какого-то ракурса. Эти описания создаются в подсознательной области вашего ума. Эти события окрашиваются эмоциональными тонами без участия вашего сознания. Ваше сознание является лишь потребителем этого продукта.

И поскольку описание реальности составляется в несознаваемой области нашего существа, постольку нам кажется, что мы имеем дело с объективной реальностью.

В начале практики ничего другого, кроме этого продукта, воспринять человеку просто невозможно. Все воспринятое его сознанием есть описание, составленное подсознательно, то есть без нашего участия. По этой причине описание не с чем сравнить, чтобы увидеть, что весь окружающий мир – всего лишь мираж ума. В начале практики все есть мираж ума, поэтому нам кажется, что это не мираж, а реальность. Другого пока не дано.

Как же вырваться из этого кинотеатра? Мы обсудим это чуть позже.

Самость

Вернемся к поступку «восстановления объективной справедливости». Итак, что же «в сухом остатке» – деструктивные поведение, эмоции, мысли. Это породило дополнительное отягощение – увеличило силу притяжения подобного рода обстоятельств. Иными словами, в этом поступке ваша самость (эго) укрепилась – вы реализовали ее механизм, ее план, тем самым укрепив ее влияние на вашу жизнь. За это вы взамен получаете подачку – самость позволяет вам испытать немного низменной радости в виде ощущения «восстановленной справедливости».

Вы скажете, что нельзя рассматривать ваш поступок отдельно от контекста, что вы бы так не поступили, если бы он сам первый не поступил плохо. Да, именно так все себя и оправдывают. Но Закон Кармы не содержит возможности полемизировать – то есть в этом Законе не содержится того элемента, который бы выслушивал ваши оправдания. Этот суд не похож на то, что показывают по телевизору. В этом суде нет ни адвокатов, ни присяжных заседателей. Закон Кармы – это прецизионный механизм, который автоматически каждое мгновение с квантовой точностью вычисляет меру вашего отягощения, исходя из ваших текущих проявлений в этом мире. (Это никакого отношения не имеет к Суду Господнему. Этот рассказ о простых вещах – о причинно-следственном механизме).

Подлый поступок сослуживца по отношению к вам уже являлся отражением вашего внутреннего мира – того мира, который вы сами же и создали своими предыдущими деяниями. Я имею в виду не опоздания на работу, а другие ваши поступки, которые вы, скорее всего, не помните и не понимаете их так же, как вы не понимаете и этого поступка. В этом событии, когда сослуживец вас предал, равновесие как раз восстанавливалось, а не нарушалось. Но самость заставила вас совершать действия по восстановлению «справедливости», мерилом которой является ваше эго. Задайте себе вопрос, почему именно ваше эго есть самое справедливое? Что делает вас особенно справедливым по сравнению с другими эго?

Рано или поздно придется признать, что ваше эго ничем не божественнее всех остальных эго. Каждое эго считает себя самым справедливым. Получается, что на планете живут миллиарды самых справедливых эго. И лично вы – один из них.

Сомнения

Подлинный «борец за справедливость» начинает восстанавливать мировой баланс «добра и зла» с себя.

При внимательном наблюдении можно обнаружить, что поступок сослуживца является лишь отражением каких-то скрытых (от поверхностного внимания) внутренних травм и прочих отягощений.

Возможно, у кого-то возникнет мысль, что это еще надо доказать, что вы чем-то отягощены; может, вы и не отягощены вовсе, а поступок сослуживца – плевок в вашу чистейшую душу. Но посмотрите внимательнее на собственную жизнь – все доказательства уже находятся перед вами. Эти доказательства – наличие в вашей жизни подобных случаев. Ведь наверняка события такого рода время от времени повторяются. В разных городах, с разными людьми, в других обстоятельствах. Это с вами говорят ваши травмы и отягощения. Прислушайтесь к ним.

Что касается вашего сослуживца – не нам его судить и не нам рассматривать его грехи в микроскоп. Для него закон причинно-следственных связей также работает. Он сам будет отвечать за свои действия, но не перед вами, а перед его окружающим миром. Так что вы уже отомщены.

Ах, как бы нам порой хотелось позлорадствовать, глядя, как именно мироздание мстит за нас!

Но в практике осознанного действия нас больше будет интересовать, откуда у нас родилась эта эмоция?

Всему есть причина. У каждой нашей эмоции найдется ее источник внутри нас, когда-то привнесенный в наше естество. Все эти источники попадают в нас также не случайно. Однако практикой осознанного действия мы будем их обнаруживать, наблюдать их работу внутри нас, выяснять, как они в нас попали (вспоминанием конкретных ситуаций), видеть, как эти источники в нас укреплялись, притягивая соответствующие ситуации в нашу жизнь. Принципиальную же первопричину такого положения вещей (почему нас неизбежно травмируют с самого нашего рождения) мы также сможем для себя открыть, но не на начальных стадиях практики.

Возможно, среди читателей кто-то скажет, что у него нет деструктивных эмоций, о которых тут написано, что его никто не травмировал с самого детства, что в его жизни присутствуют только позитивные эмоции и радостные настроения. Да, такие случаи бывают.

Люди с подобным описанием себя делятся на две категории – гипотравмированные и гипертравмированные. Последний вариант заключается в том, что человек так сильно травмирован, что отрицает факт наличия травм. Образно говоря, его травмы больше, чем он сам. Его мир держится на уверенности, что он счастлив, успешен, востребован (велик, тонок, силен, умен, прозорлив…). Все факты биографии, указывающие на обратное, вычеркиваются его подсознанием – он видит чудесную картину себя в окружающем мире. Является ли такая картина подлинником изобразительного искусства? Увы, это подделка.

Приходилось видеть, как такая «блокирующая» травма образуется в результате обращения людей к специалистам по облегчению жизни человека. Человеку действительно становится легче жить за счет дополнительной искусственной блокировки (урезания) его сознания. Травмы человека становятся больше его самого, и через это он перестает их видеть. К такому же эффекту порой приводят и восточные практики, применяющиеся в бездуховном контексте.

Будет ли читать такой практик этот текст? Возможно. Но он не узнает себя в этом описании, поскольку подсознание не позволит ему это сделать. Что можно посоветовать этой категории? Наверное, что и всем – потихоньку практиковать самонаблюдение и с осторожностью (критически) относиться к самоощущениям. По моим наблюдениям, гипертравмированности подвергаются люди с повышенным потенциалом к духовному росту. Возможно, по этой причине шансов у них не меньше, чем у нас, людей обычных.

Однако самая безнадежная травма – это отсутствие психологических травм (т.е. гипотравмированность). Такая травма делает человека недееспособным, пассивным, лишает стимула и жажды духовного роста. Ведь у него нет страданий – только незначительные житейские неурядицы. Нет переживаний из-за разбитой любви («да, меня бросили почему-то, но так даже лучше»), нет проблем с родителями (в отсутствие травм, полученных от родителей, такому индивиду будет безразлично мнение или требования родителей, с которыми частенько приходится бороться людям травмированным), нет неприятностей на работе (поскольку зачастую нет и самой работы: «зачем работать? Я прекрасно живу на мамину пенсию, у нее большая пенсия – она у меня заслуженный учитель СССР. А когда мама помрет, в смысле, продолжит свое вечное странствие в бескрайней Вселенной, то я перееду на дачу, а квартиру сдам»).

Из-за такого образа жизни нет привычки к труду, нет привычки бороться за выживание, отстаивать свои (пусть и самостные) интересы и права, нет натиска необходимости двигаться вперед (прочь от страданий). Почему же такие люди читают этот текст? Может быть, кому-то нечем себя занять. Может быть, кому-то любопытно. Возможно, это способ тешить свою гордыню – играть в необычных утонченных людей, загадочных «мастеров древности», над которыми не властна коварная Самсара. Тем не менее, они находятся в клетке своего ума, как и все мы.

Что можно им посоветовать? Вполне вероятно, на каком-то возрастном этапе они смогут раскрыть потенциал своей структуры и активизировать все то, что сейчас сокрыто и дремлет. Наверное, есть тот уровень возрастной зрелости, в котором эти люди смогут восстать из своей удавшейся вялой жизни. Поэтому, несмотря на кажущуюся безнадежность этого типа практиков, скорее всего, мы все имеем равные возможности. Главное – найти способ не упустить свой шанс.

Автор:
Илья Бондаренко
www.happybasket.ru